Когда снасти приведены в порядок, самое время заняться их ремонтом, благо большинство рыболовов многое способны сделать самостоятельно.
Чаще всего ремонтом и обслуживанием рыболовных снастей приходится заниматься жителям глубинки, где нет специализированных мастерских, куда можно отдать любимый спиннинг для замены, например, пропускного кольца.
Очень внимательно (лучше с помощью увеличительного стекла) нужно осмотреть вставки колец, особенно если на рыбалке происходит ускоренный износ шнура или лески. Серьезный скол заметен сразу, но часто возникает только трещина, которую рассмотреть трудно, а леску она портит изрядно.
Такое кольцо необходимо заменить. Работа эта несложная, но требует аккуратности. Поэтому, прежде чем ее начинать, стоит потренироваться на вышедшем из строя удилище или подходящей трубке.
Старую обмотку кольца необходимо аккуратно удалить, подрезав монтажную нить, остатки лака разогреть струей кипящей воды, а место установки обезжирить растворителем. Чтобы в процессе приматывания кольцо не сместилось, сначала его стоит приклеить к бланку термоклеем, который дает возможность точно подогнать кольцо по месту и улучшает соединение лапки кольца и бланка.
В качестве монтажной нити для ремонта вполне подходит обычная капроновая, которую можно купить в любом галантерейном отделе магазина. Если цвет нити вы хотите подобрать в тон нити на бланке, то следует учесть, что при пропитке лаком она окажется примерно на полтона темнее, чем сухая. Прежде чем приматывать кольцо, нужно вытянуть монтажную нить. Для этого отрезок нити длиной 2-3 м, который потребуется для подмотки, следует растянуть с усилием, равным примерно половине разрывной нагрузки.
От такой операции нить становится плотнее и при пропитке лаком не вытягивается, сохраняя плотность обмотки. Самая распространенная ошибка при замене кольца — слишком сильное натяжение монтажной нити. Порой от этого металлическая лапка вдавливается в бланк удилища.
Именно в таком месте позже происходит поломка. Нормальное натяжение нити при обмотке около 100 г, а большое количество витков и последующая заливка лаком дают очень прочное соединение. Особенно аккуратно следует приматывать кольца к вершинке удилища, тонкие стенки которой продавить очень легко. Готовую обмотку нужно подровнять толстой швейной иглой, а затем покрыть лаком.
Фиксировать обмотку можно любым лаком, лучше паркетным двухкомпонентным. Но все же лак со временем трескается, поэтому рекомендую приобрести специальный лак для заливки обмоток колец. Для ремонта потребуется 5-минутный состав. Он особенно удобен, поскольку компоненты смешиваются в пропорции 1:1 и ошибиться трудно. Даже при частом использовании его хватает на несколько лет, так что имеет смысл скооперироваться с друзьями и купить такой лак для коллективного использования.
Лак, в котором через несколько лет выпал осадок, полностью восстанавливает свойства при нагревании в воде до температуры 50-60°С. Даже для широкой обмотки понадобится не более 2 мл разведенного лака, который удобно смешивать и наносить на обмотку самодельным шпателем в виде шлицевой отвертки.
Если требуется более высокое качество заливки, то лак лучше размешивать медленно, стараясь не допускать образования мелких пузырьков воздуха. Лак сохраняет текучесть примерно 5-7 минут в зависимости от температуры воздуха; все это время необходимо прокручивать бланк вокруг оси, чтобы лак не стекал на одну сторону, а образующиеся пузыри прокалывать иглой.
После того как лак схватится, примерно в течение одного-двух часов бланк лучше не трогать руками, поскольку может остаться нежелательный отпечаток. Окончательную прочность лак набирает через пару суток. Не рекомендуется заливать сразу пару обмоток, так как даже при хороших навыках работы со смолой не удается сделать качественную заливку. Если же все делать аккуратно и не спешить, то обмотка колец почти не будет отличаться от заводской.
Почти половина проблем с удилищами — поломка вершинки перед «тюльпаном» или самого «тюльпана». Заменить это кольцо просто, сложнее найти подходящий «тюльпан». Лучше сразу приобрести высококачественный, например Fugi. Обломок старого «тюльпана» следует снять, нагрев на пламени зажигалки.
Если сломалась вершинка, то место возле нее, примерно 1 см, нужно очистить от лака, а торец подровнять алмазным надфилем или шкуркой, что предотвратит появление трещин. Новый «тюльпан» должен надеваться на бланк с небольшим зазором. Приклеивать его лучше тем же 5-минутным компаундом.
При желании можно воспроизвести декоративную подмотку перед «тюльпаном»; при этом монтажную нить следует натягивать очень слабо — никаких функций она не несет, а стать причиной поломки при сильном натяжении может. Следует учитывать, что после вынужденного укорачивания удилища его строй становится более жестким, однако тест не меняется, поэтому попытка забрасывать им более тяжелые, чем указано на бланке, приманки часто приводит к поломкам.
Гораздо реже случается поломка катушкодержателя. Если он проворачивается или сидит неплотно, то ремонт прост. В держателе нужно просверлить пару отверстий диаметром 3-4 мм (будьте внимательны и не повредите бланк!) и залить в них цианакрилатный клей. Но работа эта довольно грязная; постарайтесь не склеить при этом пальцы и винтовую гайку держателя. Гораздо хуже, когда катушкодержатель разламывается от чрезмерной нагрузки.
Тогда его приходится заменять. Такая работа весьма трудоемкая и требует определенной сноровки. Проще всего установить катушкодержатель через верх бланка, однако для этого придется снять самое большое пропускное кольцо. Новый держатель, а также кусок пробки для части рукоятки выше него сейчас легко приобрести, а можно снять со старого удилища.
Сломанный катушкодержатель выламывают и зачищают место для нового. Для соосной установки наматывают посередине и ближе к концу места для держателя узкий малярный скотч. Приклеивают катушкодержатель тем же 5-минутным составом или обычной «эпоксидкой».
Подгонку пробковой части рукоятки выше катушкодержателя вчерне производят с помощью крупного напильника, затем зачищают наждачной бумагой, начиная с крупнозернистой, и постепенно переходят на шкурки со средней зернистостью. Выкрошившиеся кусочки пробки и естественные поры шпаклюют пробковой крошкой, смешанной с клеем или «5-минуткой». Большие сколы лучше исправлять, вырезая цельный кусочек пробки и подгоняя его по месту.
- Почти половина проблем с удилищами — это поломка вершинки перед «тюльпаном» или самого «тюльпана». Заменить такое кольцо просто, сложнее найти подходящий «тюльпан».
Порой на рыбалке верхнее колено спиннингового удилища постепенно сходит с нижнего и начинает болтаться. Подобная ситуация не только раздражает, но и грозит поломкой. Происходит такое потому, что заходный конус не имеет достаточной шероховатости для надежного зацепления.
Это «болезнь» новых удилищ, особенно тех, у которых стык на нижнем колене покрыт лаком. Подобную неприятность легко исправить. Нужно свернуть трубочкой кусок наждачной бумаги зернистостью 8001000 единиц и аккуратно, не снимая толстого слоя лака, обработать им поверхность стыка на нижнем колене, сделав ее более шероховатой.
Чаще всего это помогает. Редко, но все же попадаются удилища, которые не имеют плотно подогнанного конуса зацепления, что связано с нарушением технологического процесса. Такое удилище, отчаянно стучащее при потряхивании, необходимо забраковать на стадии покупки.
- 1 — Необходимый набор инструментов для замены пропускного кольца.
- 2 — На лапку кольца нанесите термоклей.
- 3 — Разогрейте термоклей над пламенем зажигалки.
- 4 -Установите кольцо на бланке соосно с другими кольцами.
- 5 — Конец монтажной нити придерживайте пальцем.
- 6 -Несколькими витками закрепите нить.
- 7 — Выполнив часть обмотки, подтяните нить и выровняйте обмотку толстой иглой.
- 8 — Подрежьте острым ножом неходовой конец нити.
- 9 — Не доходя 5-10 мм до конца обмотки, заправьте петлю из той же нити и заделайте ходовой конец.
- 10 — Когда обмотка завершена, заправьте в петлю монтажную нить.
- 11 — И выдерните ее.
- 12 — Подрежьте заподлицо монтажную нить.
- 13 — Толстой иглой разровняйте витки обмотки.
- 14 — Обмотка пропускного кольца готова к заливке лаком.
Комментировать